В России инноваторы получают копейки за свою работу
Директор центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития ГУ ВШЭ Татьяна Абанкина считает, что российскую науку все-таки можно сделать конкурентоспособной. По ее словам, в стране нет четкой процедуры получения патента и регистрации авторских прав на интеллектуальную собственность. Именно эти простые вещи дают возможность продавать научный продукт. Такого мнения придерживается Татьяна Абанкина, ознакомившись со статьей премьер-министра РФ Владимира Путина под названием «О наших экономических задачах».
Статья премьер-министра, касающаяся экономического развития страны, затрагивает проблему российской системы образования и науки. По его мнению, восстановление инновационного характера экономики стоит начинать с университетов. Более того, национальной задачей, в соответствии со статьей, должна стать международная конкурентоспособность российской высшей школы. Исследовательские университеты должны получать все необходимые ресурсы на научные разработки, наравне с международными конкурентами. Кроме того, нужно продолжать работу по включению российских исследовательских центров, вузов и предприятий в международные механизмы оформления и капитализации результатов научного исследования, в том числе и регистрации авторских прав на них.
По мнению эксперта, по уровню преподавания российские вузы не отстают от западных, но если говорить о научно-исследовательской работе и ее представлении международным институтам, то есть существенные недоработки. Важным показателем является не столько объем научно-исследовательских работ, которые выполнены по заказу, сколько доходы университета, полученные от продажи своих научных программ и технологий. В этом смысле российские вузы совершенно себя не проявили. Дополнительной проблемой является то, что российские научные программы не переводятся на другие языки, что препятствует их продаже.
По мнению Татьяны Абанкиной, чтобы изменить ситуацию, нужно продумать четкую систему регистрации авторских прав и получения патентов, чтобы инновации превратились в продаваемый продукт. К тому же, необходимо более широкое включение в глобальное образование, где важное место отводится Болонскому процессу. В конечном счете, стоит расширять свое присутствие в международном исследовательском процессе.
Источник: vz.ru